02:49 

horvatiya
По Южному округу к Дню Победы курсирует ретро-поезд "Победа", и в субб-вскр делал технические остановки, на 1,5 и 2,5 часа, на нашей станции - дозаправиться водой. Они же ПАРОвозы! В субботу мы думали-думали, и таки рванули - думали, почти к отправлению, оказалось - ещё полчаса было в запасе. Несмотря на поздний час, на дальней от города платформе было довольно оживлённо, многие были с детьми.
Не ожидала таких сильных впечатлений.. Два настоящих паровоза, попфыркивающих паром, с 1,5метровыми колёсами, связанными "штангой", с настоящими красными звёздами на "лбу", один - послевоенный, а вот второй - 1935 года, достоверно прошедший Сталинградскую битву, весь в заплатах, загруженные с горкой углём, дальше пара настоящих вагонов тех лет - таких коротеньких, оббитых лесом, на 2х осях, с выведенными из окошек трубами буржуек, внутри через окошки просматриваются плакаты лет войны, на боках - послевоенные-поздравительные плакаты. Весь украшен красными(!) флагами. Единственный резанувший диссонанс - это охрана в чёрном с лейблами "полиция", выставленная вдоль состава. Не, поведения вполне корректного, но все мы знаем, кем была "полиция" в те годы.

В "котельные" паровозов запускали на "само-экскурсию", молодой мужчина-кочегар изредка отвечал на вопросы, мы подзависли чуть дольше, и - не знаю, именно увидев Пашкин интерес, или он регулярно демонстрировал своего "подопечного" - кочегар сначала приоткрыл, а потом довольно-таки широко открыл топку - ощущения - одновременно восторг и робость перед этой гортанью (площадью 6 кв.метров, как потом узнали) , пышущей и всей светящейся оранжевым углём, силы и опасности. А, возможно, это был ответ на мой глупый вопрос - "А вы на такой долгой стоянке уголь не тушите, не экономите, для эффектности, людей порадовать?" - типа "а как такое потушить?" :) Ещё несколько раз были проверки систем с выдувкой пара - но это было мелочью с тем, что было потом.

За ретро-вагонами были прицеплены современные платформа и жилой вагон, мы знали, что в поезде едут артисты., но я заранее предполагала, что они будут уставшие, утомлённые ажиотажем и постоянными выступлениями, и ничего интересного от них заранее не ждала, но те, с кем мы разговорились, были очень похожи на "Рождественку", реставраторов и строителей Бакшевской Масляницы в их лучших проявлениях, даже не на кого-то конкретного, а в целом ощущения от общения - как будто побывала в их компании. Именно они рассказали про паровоз-сталинградец - со знанием технических деталей, про 6 кв.метров, про то, что в более новом паровозе идёт конвейерная подача угля и некий "шрекер" разбрасывает его. чтобы уголь ложился в топку равномерно, про вагончики - что им больше 100 лет, т.к. они дореволюционной ещё постройки, после войны они долго работали "ремонтными", поэтому столько на них дополнительных лестниц и перил. На наш вопрос ответили, что с удовольствием бы выступили у нас, потому что редко, когда город встречает таким интересом и горящими глазами, в более крупных городах на концерт приходит меньше людей, чем сейчас просто поглядеть на поезд и паровозы. При том, что никакого официального оповещения по городу не было, и на форуме тишина -просто кто-то позвонил, у кого родственники на жд работают, тот другому - и собралось.
Ну и отправление. Отдельная песня! Поезд минут 5 готовился, пофыркивал, слышались строгие голоса, перекличка команд. Мы отошли вперёд метров на 50 - чтобы дольше смотреть на идущий поезд, и не зря.. паровоз, сначала один, потом второй, взревели так, что ужас прошёл по жилам - вот тут этот заезженный оборот к месту, На первом Пашка просто вжался в папу на полминуты точно, второй раз через несколько секунд согласился поглядеть, из трубы вышло уже не облачко пара, не облако, а такая плотная густая Туча, повисела на мосту, закрыв людей, и медленно пошла вверх. Те же, кто стояли рядом с паровозами. и через 3-5 минут не могли слышать нормально. А у меня в этот момент встали перед внутренним взором все поезда, отправлявшиеся в ВОВ, в Гражданскую, внимательные-суровые глаза девушек-путейщиц, как я их представляла по фильмам, вдруг вся тревога войны - ежедневная,.ежечасная, встала в моих ощущениях. вообще войны. не только тех.
почему так? - ведь звук отправлявшегося паровоза слышали и в мирные до-и после-военные годы?

Сумбурно, но пусть будет, перечитывать не буду, иначе так и не запишу.

URL
   

просто Дневник

главная