читать дальше Неспящих солнце! Грустная звезда! Как слезно луч мерцает твой всегда! Как темнота при нем еще темней! Как он похож на радость прежних дней!
Так светит прошлое нам в жизненной ночи, Но уж не греют нас бессильные лучи; Звезда минувшего так в горе мне видна; Видна, но далека — светла, но холодна… (Байрон)
Одна из самых необычных (или даже необычайных) картин грузинского кинематографа. Мрачная, суровая и даже в чем-то болезненная – картина стала метафорическим итогом эпохи, и одновременно - буревестником в сгущавшихся тучах над Грузией. Но фильм не ставит целью сыграть похоронный марш на нервах зрителя. Это кино как спиритический сеанс очищения, пусть и для кого-то – болезненного. Он обращается к избитым казалось бы темам: отцы и дети, гений и невежество, человеколюбие и безразличие, честолюбие и самопожертвование, но делает это так, что в очередной раз убеждаешься в вечности этих бездонных вопросов, неотделимых от самого понятия «человек». И саму ленту я бы охарактеризовал бы как «очеловечивающую»…
Кино шло до зрителя тяжело – снималось более семи лет с - 1985 по 1992 гг, может быть поэтому искушенный зритель заметит сюжетные неточности и режессурные неровности. Но все это сглаживается традиционной для грузинского кино стилистикой фильма-притчи, неторопливой и проникновенной, пусть тяжело-серой, но тягуче-поэтичной как хмурый, но теплый осенний день, украшенный грузинской музыкой как последними желтыми листьями. Кино при всей своей тяжести сыграно легко, импровизационно и ненавязчиво. Ну а реалистичности добавляет тот факт, что для Теймураза Баблуани фильм стал в чем-то автобиографичным...
Далее - короткий ролик про фильм от "Коммерсант-видео" - не слишком-то заслуживающий уважения, но тем не менее "трейлер" :